Бизнес-планирование

Долгосрочное, краткосрочное планирование (бизнес-планирование) является одним из самых главных механизмов и инструментов управления предприятия, которое предопределяет и прогнозирует его эффективность в будущем. Создание бизнес плана позволит управляющей команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления.

Максимально быстрая и адекватная реакция на изменения рынка, внутренней инфраструктуры позволит увеличить конкурентоспособность предприятия, и вывести его в лидеры в острой борьбе за потребителей.

Планирование на предприятии – это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования – оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ориентирам), которые наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли включают и другие, например:

  • увеличение объема и улучшение структуры продаж;
  • повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;
  • повышение технического уровня производственных фондов и технологических процессов;
  • снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;
  • улучшение структуры капитала;
  • улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;
  • повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов и т.д.

Таким образом, сущность планирования заключается в обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Основные цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

При этом каждый инвестор и/или владелец бизнеса хочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый бизнес и оценить соотношение возможной отдачи от бизнеса и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план предприятия.

Бизнес-план дает инвестору и/или владельцу бизнеса ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный бизнес и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой степени риска.

Если у предприятия отсутствует бизнес-план, это говорит о низком профессиональном уровне управления предприятия. Кроме этого следует отметить тот факт, что зачастую предприятия работают по бизнес-плану, оторванному от реальности.

Таким образом, составив бизнес-план, предприятие становится более эффективным и управляемым, что позволяет с более высокой точностью прогнозировать ситуацию в будущем.

Бизнес планирование является необходимым мероприятием, которое проводят при создании нового направления деятельности, новой компании, а так же при определении первоначальной стратегии или при необходимости внесения корректировок в деятельность предприятия. Разработка бизнес планирования - это ответственный процесс, который требует многопрофильного анализа не только производственной, но и экономической деятельности.

К важнейшим функциям внутрифирменного планирования относятся:

  • план как экономический прогноз;
  • план как основа контроля деятельности;
  • план как средство управления компанией;
  • план как основа выработки стратегии и целей компании.